Группа № 9
Проект на тему:
«Создание мини-музея
«РОССИЯ - ВПЕРЁД, ЗДОРОВЬЕ - ЗОВЁТ!»
Участники проекта: дети старшей группы № 9 «Звёздочка», воспитатели группы, педагоги детского сада, родители.
Срок реализации: июнь 2013 – февраль 2014 года.
Тип проекта: долгосрочный.
Вид проекта: групповой, информационно-практический.
Здравствуйте, друзья!
Мы очень рады встрече!
Пригласили сегодня мы всех гостей,
Чтоб в наш отправиться мини - музей.
Экспонаты здесь не просто стоят,
Они все о спорте, Олимпиаде и здоровье говорят.
Музей не только для детей,
Для уважаемых гостей,
Родителей и педагогов
Коллег и всякого народа!
АКТУАЛЬНОСТЬ
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Музейное воспитание приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания. Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.
Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день мини-музеи рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.
Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Поэтому возникла необходимость создания ещё одного мини – музея в нашей группе «Звёздочка».
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Создать условия для формирования интереса дошкольников к спорту, Олимпийскому движению и здоровому образу жизни в целом, посредством организации музейной, педагогической деятельности с использованием интерактивных методик и современных информационных технологий.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
Для детей:
v Формировать у дошкольников представления о мини-музее;
v Формировать у дошкольников представление об олимпийских играх, посредством физического и художественно – эстетического развития.
v Развивать внимание, логическое мышление детей, целеустремлённость, активизировать словарь (символ, талисман, факел, клятва, девиз, эмблема, название зимних видов спорта.)
v Развивать у дошкольников интерес к занятиям физической культурой и спортом, развивать способность к творчеству, формировать эстетический вкус, фантазию, образное мышление.
v Формировать потребность к здоровому образу жизни, к двигательной активности, прививать потребность в состязательстве.
Для педагогов:
v Создать информационную базу: условия для благополучного и комфортного состояния детей в развивающей, предметной среде.
v Повышать стремление педагогов и родителей к укреплению и сохранению своего собственного здоровья посредством привлечения к спорту.
v Повысить компетентность родителей в области музейной педагогики, найти единомышленников.
ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ:
Первый этап, подготовительный - «Планирование мини-музея».
1. Предметность и наглядность, обеспечивающие развитие познавательного интереса, эмоционального восприятия.
2. Интерактивность и полифункциональность музейного пространства, дает возможность использовать музейные экспозиции для организации разнообразной деятельности детей и решения различных воспитательно-образовательных задач (в том числе комплексно).
3. Психологическая комфортность и безопасность деятельности.
4.Определение перспективы создания мини-музея и разработка алгоритма по созданию мини-музея.
Второй этап, практический - «Создание мини-музея».
1. Выбор темы мини-музея.
2. Определение места размещения мини-музея
3. Планирование экспозиций
Мини-музей в ДОУ может располагать постоянными и сменными экспозициями.
4. Выбор дизайна оформления мини-музея.
5. Подбор экспонатов.
В процессе работы родители постепенно становятся активными участниками создания мини-музея (папки, подборки, распечатки, поделки).
6. Оформление буклета мини-музея.
7. Разработка форм работы с экспозициями мини-музеев.
В процессе организации мини – музея предполагаются следующие формы работы с экспозициями мини-музея: НОД, экскурсии для родителей, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций.
Третий этап, презентационный – «Представление мини-музея».
(на этом этапе происходит презентация мини-музея, его открытие, и знакомство с ним и его правилами, разработанными детьми совместно с воспитателями)
Четвёртый этап, деятельностный - «Функционирование мини-музея».
Наш мини-музей является частью образовательного пространства детского сада, он тесно связан с системой занятий, экскурсий, досугов, а также с самостоятельной деятельностью детей. Он явился результатом сотрудничества взрослых (воспитателей и родителей) и детей. Через музей дети познают окружающий мир, приобщаются к национальной культуре, общечеловеческим ценностям.
На четвёртом этапе мини-музей оснащается экспонатами олимпийской тематики, начиная от сувениров, заканчивая подборками и разработками НОД по тематике музея (привлечение родителей для совместной работы). Важным является то, что музей универсален, и может подходить не только к работе над олимпийским движением, но и функционировать, как музей детских спортивных достижений (дети группы), спортивных праздников, развлечений ДОУ, проспекты спортивных мероприятий и соревнований города (быть в курсе жизни города) и др., здесь же выставляются кубки, грамоты, медали и фото юных спортсменов группы.
Правила поведения в нашем музее:
В нашем музее многие экспонаты
разрешено трогать руками!
Рассмотренные экспонаты
нужно ставить на место
аккуратно и красиво.
Экспонаты нельзя ломать
и забирать домой.
Можно и даже нужно
задавать вопросы.
Можно пополнять музей
новыми экспонатами, творческими работами.
Этапы реализации проекта
№ |
Содержание работы |
Подготовительный этап |
|
1. |
Уточнение темы проекта, обоснование актуальности, постановка целей, задач работы, составление плана реализации проекта. |
2. |
Заказ стенда «Россия – вперёд, здоровье – зовёт» в типографии из ПВХ. |
3. |
Интерактивность музейного пространства для организации деятельности детей и решение различных воспитательно-образовательных задач. |
Основной этап |
|
Содержание работы с детьми |
|
1. |
Сбор и систематизация информации v Подбор картинок и фотографий с изображением зимних видов спорта и оформление их в альбом. v Составление сборника рассказов детей о любимых спортсменах. v Составление сборника загадок и стихов о видах спорта. v Фотосессия на участке детского сада «Встречаем Олимпиаду», «Мы занимаемся спортом». v Оформление мини - музея «Россия – вперёд, здоровье - зовёт!» v Подготовка бесед: «Возникновение Олимпийских игр», «Олимпийская символика и традиции», «Знаменитые олимпийцы современности». Привлечение родителей воспитанников к созданию мини-музея, оснащение информационными папками, творческими работами.
|
2. |
Игровая деятельность Сюжетно-ролевые игры: «Большие гонки», «Кафе для спортсменов», «Берём интервью у спортсменов», «Магазин спортивного питания», «Спорттовары». Дидактические игры: «Узнай вид спорта», лото «Виды спорта», «Бадминтон», «Спортивное оборудование», «Сложи картинку», «Найди два одинаковых мяча», «Найди спортсмена по описанию», «Что изменилось на спортивной арене», «Что перепутал художник?». Подвижные игры, игры с элементами спортивной игры, игры – имитации: «Лыжники», «Хоккеисты». Игры со строительным материалом: «Стадион», «Ледовая арена». Интеллектуальные развивающие игры: головоломки, лабиринты, смекалки, ребусы на спортивную тематику. Игра-викторина по зимним видам спорта. |
3. |
Познавательная деятельность v «Олимпиада когда и где она возникла?» v «Что нужно знать, чтобы стать знаменитым спортсменом?», «Питание спортсмена». v «Что происходит с нашим организмом (сердце, легкие, мышцы) после занятий физической культурой?» v «Каковы мои физические возможности?» НОД «Олимпийских пять колец – символ дружбы всех сердец!» Игра – викторина «Зимние виды спорта». |
4. |
Физкультурная деятельность детей v Прогулки; v Подвижные игры; v Утренняя и бодрящая гимнастики, оздоровительные гимнастики после сна; v Спортивные досуги, праздники; v Спортивный праздник «Навстречу Олимпиаде»; v Спортивные упражнения; v Спортивные игры, эстафеты, соревнования. |
5. |
Творческая деятельность детей v Придумывание рассказов о спорте и спортсменах. v Создание рисунков о спорте. v Создание макета стенда мини-музея на листе бумаги. v Выставки рисунков и оформление альбома «Наше творчество». v Раскраски, шаблоны, трафареты «Спорт и спортивные атрибуты» |
6. |
Мир музыки Прослушивание и разучивание песен на спортивную тематику выдающихся композиторов современности: «Спортивная семья», «Трус не играет в хоккей», «Старт даёт Москва» и т.д. |
Взаимодействие с родителями
|
|
1. |
v Собрание в начале года по годовым задачам ДОУ - «Создание мини-музея», v Беседы, консультации, анкеты: «Спорт в жизни людей», «Роль семьи в физическом воспитании ребёнка», «Детский фитнес дома», «Зачем заниматься утренней гимнастикой и физкультурой?» v Совместное творчество с детьми «Спортсмен, какой он?». v Сбор информации о предстоящей Олимпиаде в Сочи, и оформление в информационные папки. |
Заключительный этап |
|
|
v Функционирование мини-музея и оснащение его экспонатами спортивного содержания (привлечение родителей). |
Предполагаемые результаты
Для педагогов:
· Повышение уровня компетенции дошкольных педагогов в музейной педагогике;
· Инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;
· Интеграция музейной педагогики с разными видами дошкольной деятельности детей.
Для воспитанников:
· Повышение качества усвоения знаний детьми во время непосредственно-образовательной деятельности;
· Появление интереса к музейной культуре;
· Развитие гражданственности и личностных качеств дошкольников;
· Повышение качества воспитания и образования дошкольников.
Для родителей:
· Повышение музейной культуры у родителей;
· Повышение статуса семейного воспитания.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Мы считаем, что создание мини-музея позволит:
- сделать слово «Музей» привычным и привлекательным для детей;
- приобщит наших воспитанников к миру общечеловеческих ценностей, расширит познавательный интерес и эмоциональное восприятие;
- позволит пополнять мини – музей новыми спортивными экспозициями;
- окажет помощь в усвоении детей элементов физической культуры, расширение словарного запаса путём подбора картотеки к экспозициям загадок, песен, пословиц, поговорок, интересных материалов, спортивных атрибутов.
- обогатит предметно – развивающую среду в нашем детском саду и далее.
-возрастёт интерес родителей к участию в совместных с детьми спортивных и творческих делах.
-обогатятся представления детей об Олимпиаде, ее символах, что создаст мотивацию вести здоровый образ жизни детям, родителям воспитанников, педагогам. На примере основной ценности олимпийского движения - «честной игры» - вызвать желание у детей так же поступать в жизни.
Литература
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений». – М.: .: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008;
2. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010;
3. Филиппова С. О., Волосникова Т. В. Олимпийское образование дошкольников. СПб.: Детство-Пресс, 2007;
4. Цветкова О. В. Взаимодействие детского сада и семьи в олимпийском образовании дошкольников. – СПб.: АНО «Гелиос», 2010;
5. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.
6. Малюшова Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29
7. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008
8. Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
9. Чумалова Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.
10. Чумалова Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.